Международный день акварели. Где этой осенью праздник? В Петрозаводске!
Почему именно осенью? А не весной, например, когда выпавший за долгие зимние месяцы снег начинает таять и образует небольшие лужицы, которые по мере увеличения превращаются в лужищи и, перерастая ограничивающие их берега, ручейками начинают свой неудержимый бег в лето. Ведь лингвистическая основа акварели — корень «аква», который в переводе с латыни не что иное, как «вода». Так почему осенью? Может, из-за её плаксивого характера, когда она своими монотонными моросящими дождями выливает на нас столько влаги, что остальные времена года ей просто обзавидуются?!
Нет, нет и нет. Не в дождях тут дело. А в том, что в уже далеком от нас 1991 году (прошлый век!) акварельные общества более чем двадцати стран… Да-да, оказывается, есть такие общества. Акварельные!
Первое из них в 1964 году в Мексике основал один из выдающихся акварелистов своего времени — Альфредо Гуати Рохо (1918—2003), который был не только большим мастером этого вида живописной техники, но и большим энтузиастом, пропагандистом и популяризатором акварели. Именно он в 1967 году создал первый в мире её музей. В котором, между прочим, не только широко представлена национальная мексиканская школа, но есть и акварели художников самых разных стран, в т. ч. и из России.
Так вот, после того как Рохо создал первое акварельное общество, с его легкой руки, вдохновляющего примера, а иногда и моральной поддержки, они стали возникать по всему миру. К 1991 году их было уже более двух десятков. И вот они, по инициативе Общества акварелистов Мексики и его экс-президента Альфредо Гуати Рохо, установили, что отныне и вовеки веков 23 ноября — Международный день акварели. Поэтому вот уже почти четверть века, как все акварелисты и просто любители этого оригинального вида искусства празднуют этот день именно осенью — 23 ноября.
Хотя празднование традиционно начинается значительно раньше этого дня. Вот, например, у нас в Петрозаводске. VII международная выставка акварельной живописи «Аквабиеннале-2016» начала свою работу уже с 28 октября. Причем сразу на двух площадках — в Городском выставочном зале и в Медиа-центре «Vыход».
Из почти 500 акварелей, что были присланы художниками на конкурс этого года, международное жюри отобрало к показу более 130 работ 79-ти художников, разбросанных по всему миру от России до Австралии. Хотя следует всё-таки признать, что преобладает пока Европа: Финляндия, Швеция, Норвегия — с их известным всему миру лаконизмом и созерцательностью; Эстония, Латвия, Литва — с присущими всем прибалтийским художникам своим собственным лицом и особой интонацией; Ирландия, Германия.
Если же о представительности на выставке российских художников, то она — просто необъятна! От Калининграда до Владивостока и от Архангельска до Белгорода. Но куда интереснее всей этой географии — как зарубежной, так и отечественной — сами картины. Они такие… Самые разные!
И по жанрам. Чего только нет на выставке!
Здесь и пейзаж — «Озерный край» Юрия Ломкова (р. 1951 г., Северодвинск), «Зимний мотив» Екатерины Федуловой (р. 1988 г., С.-Петербург), «На пути к озеру Хар Нуур, Монголия» Олега Ширинкина (р. 1953 г., С.-Петербург).
И жанровая живопись — «Снегирь» Натальи Васильевой (р. 1966 г., Казань), «Туман над Волгой» Полины Кукулиевой (р. 1990, Палех, Почетный диплом «Аквабиеннале-2016»), «Квартиранты» Виктории Косенко (р. 1974 г., Владивосток).
И классический натюрморт представлен на выставке — «Зимние сливы» Руфины Хаматхановой (р. 1983 г., Нефтекамск), «Артишоки и лимон» Анны Терещенковой (р. 1971, С.-Петербург).
И даже самый авангардный из всех авангардов есть! Например, «Моё море» Яниса Спалвинша (р. 1948 г., Юрмала, Латвия). Или «Игра (1,2)» Ванды Кунигелите (р. 1964 г., Вильнюс, Литва).
А если говорить о живописной технике исполнения… Или художественном своеобразии и индивидуальности… Нет, об этом, наверное, невозможно рассказать! А если и возможно, то достаточно трудно. Поэтому просто смотрите. Смотрите, впитывайте, удивляйтесь, восторгайтесь. В любом случае, равнодушно пройти мимо этих акварелей, уверен, вы не сможете.
И между прочим… Два зала и 130 работ — это ещё не всё! Ведь «Аквабиеннале» в Петрозаводске — не просто так.
Нынешняя «Аквабиеннале», как я уже и говорил, седьмая. Проводится она раз в два года. И когда в 2004 году Городской выставочный зал Петрозаводска дал путевку в жизнь первой международной выставке этого интересного проекта, рождался он отнюдь не на пустом месте. С 1998 по 2002 год в республике регулярно проводились выставки «Акварельные дожди», инициаторами и идейными вдохновителями которых были петрозаводские художники Александр Каштанов и Георгий Иванов. Не раз и не два многие карельские художники успешно участвовали в акварельных выставках и в России, и за рубежом.
О чем это я?! Да о том, что хороших акварелистов у нас в Карелии… Очень много! Взять хотя бы один Петрозаводск. Здесь, думаю, уместно будет назвать не только те имена и фамилии, что уже прозвучали, но и имена Владимира Лобанова, Натальи Кошелевой, Маргариты Пермяковой, Ксении Трофимовой, Юлии Коросовой.
Работы многих из них представлены на «Аквабиеннале-2016». Но более полно с творчеством этих художников-акварелистов можно ознакомиться на третьей площадке — на выставке «Праздник акварели», что с 20 октября открылась в городской Детской художественной школе. Да, картин здесь поменьше, но… Достаточно увидеть «Морское время» Маргариты Пермяковой, «Вечер Кижах» Натальи Кошелевой или «Тишину на Ладоге» Владимира Баландина, чтобы понять, что эта живопись — не менее достойна! А жанровое многообразие «Праздника акварели» ни в чем не уступает «Аквабиеннале-2016». Здесь и пейзаж («Пиньгуба», «Чудо-сосна» Ю. Высоковских, «Благодать. Д. Нурмолица» Ю. Коросовой), и натюрморт («Розы» Е. Веселовой), и портрет («Елена» Е. Веселовой).
В общем, как на мой неискушенный взгляд, праздник акварели в Петрозаводске удался. И если вдруг какая нелегкая занесет вас в наши края… Заходите! Праздник — в самом разгаре. И уверяю вас, вам будут рады и в Городском выставочном зале на ул. Ленина, и в Медиа-центре «Vыход» на К. Маркса, и в Детской художественной школе на Красноармейской.
Последняя, кстати, буквально в двух шагах от железнодорожного вокзала. Вышли с него и сразу — направо. Да и первые две площадки в самом центре города. Спросите любого прохожего. Вам подскажут.