Техника «лунного света». Каким светом светит ваша луна?
Какие только техники не придумывают художники и дизайнеры! Человек непосвященный поразмыслит и убежденно скажет: «Все уже открыто! Изобретать нечего!» А тем временем творческие умы продолжают создавать новое и восхищать своими чудесными образами и творениями.
Вы задумывались когда-нибудь, что все открытия делаются сказочным образом? К примеру, американский декоратор художник-витражист Луис Комфорт Тиффани — как он создал свою первую лампу? В его стекольной мастерской (Студия Тиффани) оставалось множество обрезков и осколков разноцветного стекла — их было жалко выбрасывать, они, как россыпь самоцветов, радовали глаз, сверкая гранями в солнечном свете и мерцая, как звезды, в лунном. А кому, как ни сыну ювелира, знать цену этих самоцветов…
Луис Тиффани задумался: «Как можно использовать эти кусочки?» И начал выкладывать из стеклышек рисунок, а для того, чтобы соединить получившуюся мозаику, придумал обернуть каждый осколок стекла фольгой, смазанной клеем, и затем спаял сложенный мозаичный рисунок. И не просто спаял плоский витраж, а сделал объемный и подсветил его.
Так случилось открытие, и получился шедевр! Создаваемые сказочным образом произведения искусства сами становятся сказочными. Все, что находилось до того момента рядом с ними, казалось банальным и безвкусным.
Витражные произведения искусства из спаянных между собой кусочков стекла называются работами в стиле (технике) Тиффани. Этой технике уже больше 100 лет, она не теряет своей актуальности и до наших дней остается в моде.
Итак, начнём сегодняшнюю сказку, которая случилась полтора века назад. Историю «лунного света» начал стекольщик второго поколения, который жил в стекольном городе Нанси региона Лотарингия, в самом королевстве Франция. Звали его Эмиль Галле. Творил он сказочное стекло под названием «лунное», которое покупали богатые люди с хорошим вкусом и короли… Почему работы Галле называются «лунными»?
Великий декоратор Эмиль Галле, обладая знаниями практически обо всех технологиях и техниках обработки стекла и работы с ним, а также о других видах декоративно-прикладного мастерства, сложными приемами добился эффекта лунного свечения (clair-de-lune):
1. Галле придал стеклу сапфировый оттенок (цвета королевского камня «сапфир» — глубокий синий, зеленый, розовый, оранжево-желтый, выгоревшего василька, васильково-синий бархатный и фиолетовые оттенки). Такого результата он добился, вводя в состав смеси оксид кобальта (СоО — пигмент для керамики, стекла, фарфора; оксид кобальта (II, III) Со3О4 — серые или черные кристаллы).
С малым количеством оксида кобальта (II) получалось голубое стекло, а при большом проценте оксида в составе смеси — фиолетово-синее с красноватым оттенком. Соответственно варьируя количество оксида-красителя, Галле получал любой цвет из палитры от голубого до фиолетово-синего.
2. У мастеров по обработке камней он позаимствовал технику «камея» (резьба по камню). Галле, используя кислоту для травления, гравировку и резку по стеклу, добился имитации этой техники в стекле.
3. Для того чтобы создать эффект глубины стекла и достичь разнофактурности, он действовал так:
— отливал изделия из многослойного материала (2−5 наслоенных друг на друга стекол разных цветов);
— совмещал разные методы работы с горячей стекольной массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха, трещинки, и называя эту технику «стеклянное маркетри» (от франц. — marqueterie — разновидность мозаики из фигурных фанерных пластинок, отличных по цвету и текстуре, наклеиваемых на какую-либо основу, например, на деревянные мебель или панно);
— матировал фон и внутреннюю поверхность изделий, что придавало стеклу бархатистость.
4. Будучи ученым-ботаником, а также писателем и философом, практически ни одной работы Галле не мог оставить без флористического сюжета, без элементов фауны, орнамента и цитат любимых им поэтов. Работы со строками авторов назывались «говорящее стекло» (verreries parlantes).
5. И, наконец, декоратор подсветил свои работы. Свет, проходя через матовое многослойное стекло бархатной окраски, создавал эффект свечения луны.
Эмиль Галле был одним из первых мастеров-стекольщиков, кто догадался работать в стекле со светом. Галле и Тиффани жили и работали в одно время, в одну эпоху и, не зная друг о друге, практически одновременно сделали каждый свои гениальные лампы и подсветили их.
Любимые «луны» Галле светили бело-оранжево-коричневым мягким светом. А каким светом светит ваша луна?.