Как покорить небо? Фестиваль воздухоплавателей в Старой Руссе 2016
Есть в воздухоплавании что-то магическое. Это — как закрытый клуб, куда попасть можно, только совершив полёт и пройдя обряд таинственного посвящения. Если встречаешься с человеком, уже поднимавшимся в небо, — многозначительно обмениваешься с ним взглядами, будто вам обоим удалось притронуться к какой-то тайне, доступной только избранным.
Первый раз я летал на воздушном шаре три с половиной года назад — тогда я практически случайно попал на фестиваль, проходивший в Великом Новгороде. С тех пор меня с воздухоплаванием связывают исключительно добрые дружеские отношения. Поэтому, когда меня пригласили принять участие в ежегодном фестивале воздухоплавателей в Старой Руссе, я, не раздумывая, согласился.
Старая Русса — один из древнейших городов России. Расположен он в Новгородской области, в пятнадцати километрах к югу от озера Ильмень. Фестиваль воздухоплавателей в Старой Руссе проводится в мае ежегодно вот уже в течение нескольких лет. И каждый год организаторы приглашают меня посетить его, и каждый раз я вежливо отказываюсь, находясь в эти дни в каком-нибудь очередном далёком путешествии.
В этом году звёзды, наконец, сошлись. Наскоро собравшись, я закинул сумку с вещами в багажник, захватил с собой Димона, чтобы не было скучно, и выехал в сторону Новгорода.
До последнего момента меня терзали смутные сомнения, что полёты вообще состоятся — для этого нужна была подходящая погода, без сильного ветра и дождя. Синоптики же в течение всей предшествовавшей фестивалю недели обещали и первое, и второе, и компот — в виде резкого похолодания.
Первую половину пути нас сопровождал проливной дождь, но как только мы пересекли границу Ленинградской и Новгородской областей — осадки неожиданно прекратились, и в просветы между облаками даже стало периодически заглядывать солнце.
В Старую Руссу мы приехали ближе к вечеру. Праздник как раз был в самом разгаре.
Обычно фестивали воздухоплавания длятся нескольких дней. Полёты проводятся ежедневно — утром и вечером.
Фестиваль в Старой Руссе начался ещё накануне, но из-за плохой погоды и первый старт аэростатов в пятницу вечером, и второй старт — в субботу утром, пришлось отменить.
Вечерний старт в субботу проходил с центрального стадиона. Когда мы приехали, как раз шли финальные приготовления.
Монгольфьеры надувают в два этапа. Сначала в них нагоняют холодный воздух огромными вентиляторами.
Когда оболочка расправится и начнёт принимать форму, зажигают газовые горелки.
Огонь нагревает воздух внутри шаров, и они медленно, словно старые богатыри, начинают подниматься вверх.
Проходит не более десяти минут, и вот уже по всему стадиону стоят разноцветные красавцы, готовые в любой момент оторваться от земли.
Наконец со сцены объявляют о торжественном старте фестиваля, и аэростаты один за одним начинают уплывать в синее небо.
Я наблюдаю за ними с земли. Воздушные шары довольно быстро уносит ветром, и они скрываются за крышами домов и верхушками деревьев.
На сегодня моё участие в фестивале закончено. Покупаю головку костромского сыра и иду в гостиницу пить вино.
Наступает воскресное утро. Старт намечен на половину шестого, поэтому вставать приходится ещё в пятом часу. Каждый раз, когда мне нужно просыпаться в такую рань, я первым делом выглядываю в окно — вдруг там идёт дождь, а значит я смогу спокойно залезть обратно под тёплое одеяло. Мне не везёт: на улице облачно, но сухо.
В полудрёме умываюсь и еду в старорусский центр культуры, там уже проводится предполётный брифинг.
Сегодня старт воздушных шаров будет происходить с какого-то поля в паре десятков километров от Старой Руссы.
Выбор места для старта зависит от многих факторов, но в основном — от скорости и направления ветра. Среднестатистический воздушный шар может находиться в небе около двух часов, поэтому необходимо заранее предусмотреть место, где можно будет приземлиться. Для этого, во-первых, нужна ровная площадка — лучше всего большое поле; во-вторых — удобный подъезд, чтобы можно было загрузить приземлившийся воздушный шар в машину.
Пока одни лишь расправляют оболочку своего аэростата по полю, другие — уже взлетают.
Ну что, полетели?
Воздушный шар набирает высоту очень плавно. Помню, когда летал в первый раз, я вообще позорно пропустил момент взлёта.
Пара мгновений — и мы уже плывём над полями на высоте нескольких десятков метров.
Ветер уносит нас вперёд. Богатыри-аэростаты остаются где-то позади.
Наконец, по очереди, все начинают подниматься в небо.
Плыть по небу на шаре — одно удовольствие. Движется он очень плавно, корзину не трясёт и не раскачивает.
Один из моих знакомых пилотов любит пошутить по этому поводу: опять на воздушном шаре лететь — ну хоть посплю часок.
Высота — несколько сотен метров. Вообще, воздушный шар может безопасно подниматься на три-четыре километра.
Про воздухоплавание существует немало мифов. Одни считают, что лететь на воздушном шаре — страшно, другие — холодно, третьи — опасно для жизни.
Начнём с того, что, во-первых, лететь на шаре — совсем не страшно. Наоборот, интересно и приятно. Во-вторых, вовсе не холодно. Монгольфьер летит со скоростью ветра, поэтому для тех, кто находится в его корзине — ветра вообще нет. Более того, иногда находиться в небе — даже теплее, чем на земле. Что касается безопасности, то здесь, конечно, всё не так однозначно. Так как полёт проходит на большой высоте, то в случае нештатной ситуации закончиться всё может очень плачевно. Но, с другой стороны, вероятность такого развития событий — близка к нулю. Вообще, монгольфьер является одним из самых безопасных типов воздушного судна.
Как раз с безопасностью и связаны некоторые ограничения. Например, полёты на воздушных шарах проводятся обычно либо ранним утром, сразу после рассвета, либо вечером, непосредственно перед закатом. Связано это с особенностью движения воздушных потоков в разное время суток.
Мир из корзины монгольфьера выглядит совершенно иначе, чем с земли.
Даже знакомые места предстают в совершенно новом виде.
Наш полёт проходит над дремучими лесами.
Опустимся пониже и заглянем в лес.
На одной из полян можно разглядеть хорошо заметные колеи от вездеходов. Судя по всему, здесь в прошлом году велись лесозаготовки.
Среди новгородских берёз вальяжно прогуливаются непуганые лосихи.
Так как воздушный шар перемещается абсолютно беззвучно, можно подлететь к ним довольно близко. Правда, стоит издать какой-нибудь громкий звук, например, начать нагревать воздушный шар горелкой, как эта махина весом в несколько сотен килограммов резко срывается с места и через густой кустарник удирает в лесную чащу.
Наблюдая за лосями, пропускаем огромную берёзу, находящуюся прямо по нашему курсу. Приходится протискиваться через её густую крону.
Некоторые друзья спрашивали меня — как вообще управлять воздушным шаром. Отвечу: а никак!
Шучу, конечно! Управлять воздушным шаром можно. В целом, аэростат летит туда, куда дует ветер. Можно немного корректировать курс, подтягивая стропы, но всё равно основное направление движения — всегда по ветру.
Есть маленький секрет: на разных высотах скорость и направление ветра — различаются. На одной высоте ветер может дуть в одну сторону, а на другой — вообще в противоположную.
Основная задача пилота — занять ту высоту, на которой скорость и направление ветра будут оптимальными.
Сначала кажется, что это просто. Хочешь подняться повыше — нагревай шар горелкой, хочешь спуститься — дай шару остыть.
На деле всё не так однозначно. Конечно, основной принцип — верен: чем горячее воздух внутри монгольфьера — тем выше он поднимется, чем холоднее — тем быстрее он будет опускаться.
Но и здесь есть один нюанс: аэростат реагирует на действия пилота с большой задержкой. Воздух внутри оболочки нагревается или охлаждается довольно долго, и очень важно чувствовать свой воздушный шар: перегреешь — он рванёт в небо слишком быстро, переохладишь при снижении и не успеешь нагреть обратно — ударишься об землю.
В наши дни полетать на воздушном шаре может практически каждый. Стоимость одного полёта для 23 человек варьируется от 15 тысяч рублей в регионах до 3040 тысяч рублей в Санкт-Петербурге и Москве.
Если рассматривать покупку своего аэростата, то можно уложиться в несколько сотен тысяч рублей.
Хороший же воздушный шар отечественного производства в полной комплектации, способный поднимать в небо корзину с 34 людьми, обойдётся уже в один миллион. Монгольфьер, произведённый за границей, будет стоить примерно в 510 раз дороже.
Правда, кроме приобретения воздушного шара нужно ещё научиться им управлять. Курсы пилота обойдутся ещё почти в 100 тысяч рублей.
Зато после этого можно смело отправляться покорять небо.
Тем временем внизу начинают собираться облака. Они всё густеют, расплываясь постепенно по всему небосводу.
Выглядит всё это сказочно.
В какой-то момент мы тоже вплываем в облако и летим вслепую. Вокруг нас — молоко: не видно ровным счётом ничего.
Зато можно исполнить свою детскую мечту — попробовать прикоснуться к облакам руками. На ощупь они, правда, ничем не отличаются от густого тумана — вот так и разбиваются детские мечты.
Наш полёт длится уже больше полутора часов. Нужно искать место для приземления.
Внизу виднеется какая-то маленькая новгородская деревушка.
Вокруг неё — поля какой-то невероятной красоты.
После успешного приземления все, кто летал в первый раз, проходят обряд посвящения в воздухоплаватели. Связан он со старой легендой. В конце XVIII века во дворе Версаля братья Монгольфье в присутствии Людовика XVI подняли в небо воздушный шар с тремя пассажирами в корзине: бараном, петухом и уткой. Французскому королю забава понравилась, и он пожелал самолично взмыть в небеса, дабы обозреть с высоты милую сердцу Францию и своих добрых подданных. Во время полёта он в эйфории воскликнул: «Я дарю вам, братья, все земли, которые вы видите под собой, и графский титул в придачу!» Но после посадки, когда первый восторг улёгся, Людовик XVI, всегда отличавшийся непоследовательностью своих действий и решений, поправился: «Вы будете владеть всеми этими землями, но только тогда, когда находитесь над ними».
После приземления новоиспечённому воздухоплавателю подпаливают волосы на голове (это символизирует жар от огня, нагревающего шар), тушат их шампанским, после чего нарекают графом. Название «графства» определяется по месту посадки.
После приземления наши приключения выходят на новый уровень: пытаемся объяснить команде поддержки, где мы находимся и как к нам проехать. GPS-навигатор сел, телефоны не работают, бумажные карты все остались в гостинице. Единственными ориентирами являются коровник да старая водонапорная башня. Но говорить про нихnbsp;— то же самое, что, дрейфуя в море, объяснять: здесь вода и много чаек.
Спустя пару часов нас находят. Фестиваль заканчивается.
Это — краткая версия статьи. Полная версия расположена по адресу — http://kezling.ru/travels/balloon-festival-in-staraya-russa-2016/
Для тех, кто хочет полетать на воздушном шаре, рекомендую моих друзей — воздушный шар «Господин Великий Новгород». Полёты, как можно догадаться, проводятся в Великом Новгороде.